В этой статье мы расскажем про удивительные феномены человеческого мозга, с которыми вы, вероятно, уже сталкивались, но немогли объяснить или охарактериовать.

Интересные особенности мозга человека

Иллюзия кластеризации

Иллюзия кластеризации – это иллюзия того, что цепочка случайных событий вовсе не случайна. Данная иллюзия основана на алогичных допущениях относительно статистических вероятностей. К примеру, большинство людей удивится, если при подбрасывании монетки 4 раза подряд выпадет орёл.

Если вам три последующих раза выпал орёл, то вы подумаете, что в следующий раз он точно не выпадет, но вероятность в 50% всё же присутствует.

Суждение о том, что вероятности изменяются, является общепринятым предубеждением. Вследствие этого суждения игроки казино и букмекерских конторах как раз и проигрывают.

Реверсивная психология

Этот феномен также известен как реактивное сопротивление и подразумевает под собой желание человека сделать противоположное тому, что ему сказали сделать, при этом человек даже не пытается противостоять попытке ограничить его свободу выбора. На самом деле, теорию реактивного сопротивления иногда называют теорией «запретного плода».

Гало-эффект

Его также называют «эффектом рогов», «эффектом дьявола» и «реверсивным гало-эффектом».  Это явление, при котором человек создает общее впечатление о других людях, товарах или прочих вещах по одной отрицательной характерной черте.

Обычно во внимание принимается лишь один какой-то недостаток для восприятия человека, товара или других вещей в целом.

Простыми словами, если у нас складывается негативное впечатление о человеке в одной ситуации, то мы склонны присуждать ему такую же оценку и в дальнейшем.

Эффект Пигмалиона

Суть этого феномена заключается в том, что чем больше человек убежден в реализации пророчества, тем вернее оно осуществляется. Эффект Пигмалиона является некой формой самореализующегося пророчества, которое «управляет» поведением людей и приводит к ожидавшимся ими результатам.

Удивительные особенности мозга человека

В связи с этим, люди с плохими ожиданиями получают именно их, а для тех, кто настроен на получение хороших результатов, соответственно заканчивается всё успешно.

Например, вам кажется, что вы плохо напишите тест, и вы прилагаете меньше усилий для его успешного написания и, следовательно, всё заканчивается печально для вас.

Если вам кажется, что отношения с вашей любимой второй половинкой ухудшаются, то вы начинаете себя вести по-другому, отстраняться эмоционально, что, вероятно всего, и приведет к ожидаемому разрыву отношений.

Дежавю

Дежавю, что буквально означает «уже увиденное». Это феномен заключается в ощущении того, что какой-то момент или какая-то ситуация, в которой находится человек именно сейчас, уже имела место в прошлом.

При этом, у человека может присутствовать ощущение пережитого, знакомого, а также чувство страха или странности. То, что нам кажется, было в прошлом, просто-напросто встречалось в наших снах.

Эффект обзора

Из всех названых и изученных психологических эффектов, эффект обзора является наименее распространенным, так как этому феномену подвергаются лишь астронавты. Будучи на орбите или на поверхности Луны, астронавты впервые видят Землю со стороны, которая предстает перед ними в виде хрупкого населенного шара, «висящего в пустоте».

Ощущения, при этом, могут быть глубоко волнующими, вдохновляющими и эмоционально сложными, поскольку от вида Земли из космоса совершенно меняется сознание человека.

Домой астронавты возвращаются с новым пониманием того, что все мы объединены, а так же, с ощущением бессмысленности каких-либо культурных границ и желанием защищать Землю и заботиться об окружающей среде.

Эффект полного провала

В социальной психологии этот эффект обладает тенденцией усиливать или уменьшать привлекательность человека после того, как он совершит какую-либо ошибку.

Также всё зависит от того, что изначально испытывает человек к тому, кто совершает оплошность. В среднем, более симпатичны окружающим люди, которые временами совершают оплошность, чем те, кто никогда не ошибается.

Эффект свидетеля

Эффект свидетеля или эффект постороннего  — психологический феномен, заключающийся в том, что человек не предлагает какую-либо помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях при наличии рядом других людей.

Вероятность оказания помощи обратно пропорционально соотносится с количеством свидетелей. Другими словами, чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-то из них предложит свою помощь.

Эффект прожектора

Эффект прожектора – психологический эффект, заключающийся в тенденции к переоценке того, насколько действия человека или его внешний вид заметны для окружающих.

Объяснение этому эффекту кроется в прирожденной тенденции забывать, что человек может быть центром вселенной для кого-то, но не для всех остальных.

Многие специалисты в области социальной психологии, изучающие особенности мозга человека, намеренно побуждают людей к сознательному приобретению эффекта прожектора для того, чтобы  избавить человека от уверенности в том, что он всегда находится в центре внимания.

Эффект фокусировки

Эффект фокусировки (эффект якоря или фокализм) – когнитивное искажение, описывающее распространенную тенденцию среди людей при принятии решения придавать слишком большое значение одному аспекту предложенной информации («якорь»).

Эффект якоря начинает действовать во время принятия решения человеком, когда он берет во внимание лишь первоначальную часть информации.

Например, первоначальная стоимость подержанного  автомобиля  устанавливает некий стандарт переговоров, поэтому любая цена ниже предложенной будет казаться более приемлемой, даже если она завышена, и автомобиль не стоит этих денег.

Эффект коктейльной вечеринки

Эффект коктейльной вечеринки – феномен, заключающийся в способности сфокусировать свое внимание на одном раздражителе и игнорировать ряд других. Данный эффект позволяет людям разговаривать в шумных обстановках.

Например,  разговаривая во время концерта, человек способен слушать и собеседника, и музыку, доносящуюся со сцены, и при этом человек будет понимать всё сказанное.

Также при этом феномене человек одновременно способен игнорировать и шумные звуки. Тем не менее, если кто-то окликнет вас из другого конца помещения, люди обратят на это внимание.

Особенности мозга человека

Эффект растормаживания в сети

Эффект растормаживания в сети – феномен, при котором человек в сети начинает вести себя менее скованно, чем в реальном мире. У многих из нас в сети наблюдается изменение естественного поведения.

Этот эффект является невероятно мощным когнитивным феноменом, который заключается в ослаблении социальных ограничений и запретов, которые при встречах в реальной жизни, наоборот, присутствуют.

Вследствие ослабления неких запретов, многие интернет-пользователи склонны вести себя более эмоционально и откровенно. А некоторые становятся более любящими и менее защищенными, высказываясь о своих чувствах другим в попытке достичь эмоционального катарсиса.

Иллюзорное превосходство

Иллюзорное превосходство – когнитивное искажение, проявляющееся в склонности переоценивать свои достоинства и преуменьшать свои недостатки в сравнении с другими людьми. Это явление изучается в социальной психологии.

Позитивные иллюзии заключаются в нереалистично благоприятном поведении человека по отношению к себе. Различают три категории позитивных иллюзий: иллюзия превосходства, завышенный оптимизм касаемо будущего и иллюзия контроля.

Часто, иллюзорное превосходство считают весьма исключительным эффектом, при котором человек  рассматривает себя в более позитивном ключе и менее негативном, чем другие окружающие люди.

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс. Этот феномен, вероятно, один из наиболее таинственных и беспокоящих открытий в области психологии. Этот феномен заключается в дискомфорте человека, причиной которого является столкновение двух противоречивых убеждений, поэтому мы подсознательно стремимся совместить одно с другим.

Классическое исследование, нацеленное на особенности мозга челоека, помогло выяснить, что студентам скучное задание казалось более интересным, если им за участие платили меньшее количество денег.

Мы невольно думаем: если я делал это не ради денег, то должно быть я делал это, потому что это интересно. И как по волшебству, скучное задание становится интересным, потому что иначе я не могу объяснить своё поведение.

Эффект Тетриса

Эффект Тетриса возникает в случаях, когда человек уделяет слишком много времени и внимания определенной деятельности, содержащей некие детали (как и в случае с игрой «Тетрис»), после чего все эти детали он видит во сне или просто закрыв глаза.

Люди, игравшие довольно продолжительно время в Тетрис, начинали думать о том, как формы окружающего мира могли бы подойти друг другу: коробки на прилавках супермаркета, здания, не говоря уже о легких галлюцинациях, при которых люди пытаются складывать невидимые блоки.

Эффект групповой привлекательности

Эффект черлидерш или эффект групповой привлекательности – когнитивное искажение, при котором люди кажутся более привлекательными, когда собираются в группы. Эффект черлидерш был упомянут в 2008 году в сериале «Как я встретил вашу маму» в эпизоде «День не-отца».

Существование этого эффекта подтвердили Дрю Уолкер и Эдвард Вул в своих клинических исследованиях. Причина, по которой этот эффект имеет место, кроется в склонности мозга усреднять черты лица людей, находящихся в группе.

Эффект обратного результата

Эффект обратного результата – происходит в случае, если человеку предоставляется неопровержимая информация, которая противоречит его устоявшимся убеждениям, которые, при этом не меняются, а лишь только усиливаются.

Этот эффект был экспериментально продемонстрирован  в психологических исследованиях, в которых людям предоставлялась информация, которая оправдывала или противоречила их существующим предубеждениям.

В большинстве случаев наблюдался рост уверенности людей в своей точке зрения независимо от того, какие доказательства им были предоставлены.

Эффект Даннинга – Крюгера

Эффект Даннинга – Крюгера. Заключается в склонности людей с низким уровнем квалификации переоценивать свои способности. А так же склонности людей с высоким уровнем квалификации, наоборот, недооценивать свои способности.

Однажды Бертран Рассел сказал такую фразу: «В современном мире глупцы те, кто самоуверен в себе, а умные полны сомнений».

Социальная леность

Социальная леность. Это явление изучается в социальной психологии и суть его заключается в том, что люди прилагают меньше усилий для достижения цели в команде, нежели когда они идут к цели одни.

В 1970-х был приведен эксперимент, в котором участникам завязали глаза и сказали, что они собираются играть в перетягивание каната с другой командой.

В случае, когда участникам говорили, что с ними будут перетягивать канат еще трое, усилий прикладывалось на 18% меньше, чем в случае, когда им говорили, что они перетягивают канат в одиночку.

Семантическое насыщение

Семантическое насыщение – психологический феномен, при котором повторение слова или фразы вызывает временную потерю своего значения у слушателя, который начинает воспринимать речь как набор бессмысленных звуков.

Если вы для оттачивания произношения или акцента будете повторять одно и тоже слово, то слово начнет казаться вам всё более и более странным, пока слово совсем вам не покажется бессмыслицей.

Эффект IKEA

Эффект IKEA заключается в склонности людей к необоснованно высокой оценке значимости товаров, которые они отчасти создали сами и независимо от того, насколько качественно был собран товар. Яркий пример – мебель из IKEA.

Феномен сломанного эскалатора

Феномен сломанного эскалатора или эффект пешехода. Проявляется у людей, идущих по сломанному эскалатору, в виде потери равновесия и головокружения.

Также говорится о том, что хоть человек и осознает полностью, что эскалатор не движется, но ощущает странное чувство потери равновесия.

Эффект Google

Эффект Google – когнитивное искажение, суть которого заключается в том, что человек не стремится запоминать информацию, которую легко можно найти с помощью интернетных поисковых систем.

Криптомнезия

Криптомнезия – нарушение памяти, при котором человек не может вспомнить источник той или иной информации – будь то мысль, идея, песня или шутка… Не то, чтобы человек умышленно занимается плагиатом, скорее переживает хорошо забытое воспоминание, которое приносит ему новый виток вдохновения.

Функциональная закрепленность

Функциональная закрепленность – когнитивное искажение, при котором человек использует какой-либо предмет в одном его качестве, что препятствует последующему его использованию в других качествах.

К примеру, человеку нужно пресс-папье (тяжёлый предмет из бронзы, мрамора, стекла и т. п., которым придавливают лежащие на столе бумаги, чтобы они не рассыпались, не складывались и не разлетались), но у него есть молоток.

Функциональная закрепленность заключается в том, что человек не рассматривает возможность применения молотка в качестве пресс-папье.

То есть, для человека молоток – это инструмент для забивания гвоздей, он не рассматривает этот инструмент в каком-либо другом его качестве, ограничиваясь его функциональный назначением.

Фото на обложке: huffingtonpost.com

Опубликовано © Инфопровод

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и отправьте нажатием Ctrl+Enter. Если вам понравился этот материал, поделитесь со своими друзьями:

[mashshare]

Смотрите также:

Отношения между мужчиной и женщиной — любовь или сделка?
Четыре вещи, которые люди понимают о вас за первые 10 секунд знакомства